Меню сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 67

Форма входа

Календарь новостей

«  Май 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Поиск

Статистика

Главная » 2009 » Май » 23 » О пастырском окормлении Казачьего Стана в Северной Италии в годы Второй мировой войны. Часть 2.
О пастырском окормлении Казачьего Стана в Северной Италии в годы Второй мировой войны. Часть 2.
21:31

генерал В.П. КрасновСвященник Анатолий Батенко, назначенный 2 июня комендантом особого лагеря для старых эмигрантов, сумел убедить англичан, что все оставшееся духовенство до войны жило в Югославии и не подлежит выдаче (в действительности это было далеко не так). В результате 3 июня 16 священников поселились в отдельном бараке лагеря для эмигрантов. Здесь 7 июня состоялось пастырское собрание, на котором о. В. Григорьев сложил с себя обязанности уполномоченного по управлению Казачьей епархией. Присутствовавшие на собрании 28 священнослужителей и псаломщиков избрали благочинным православных церквей при объединенных эмигрантских лагерях священника А. Батенко. В этот же день пастырское собрание приняло решение ходатайствовать перед высшей церковной властью о награждении о. Анатолия саном протоиерея и палицей, отмечая «самоотверженную работу — героическое выступление в защиту духовенства и русского народа».[29]

Массовая выдача обитателей Казачьего Стана продолжалась до середины июня 1945 г. К этому времени из окрестностей Лиенца в СССР было депортировано свыше 22,5 тыс. казаков и кавказцев, в том числе как минимум 3 тыс. старых эмигрантов. Более 4 тыс. человек бежало в леса и горы. Не менее тысячи (по другим данным, около 13 тыс.) погибли во время кровавой драмы 1 июня. Выдавали казаков и из других лагерей, прежде всего из числа военнослужащих дислоцировавшегося ранее на территории Югославии XV казачьего кавалерийского корпуса. В докладе начальнику войск НКВД 3-го Украинского фронта Павлову от 15 июня 1945 г. говорилось, что с 28 мая по 7 июня от англичан из Восточного Тироля было получено 42 913 человек — 38 496 мужчин и 4417 женщин и детей (в том числе 42 258 русских), из них 16 генералов, 1410 офицеров и 7 священников. Кроме отдельных самоубийств в докладе отмечалась ликвидация на месте 59 лиц как «предателей родины». В течение следующей недели англичане поймали в лесах 1356 убежавших из лагерей казаков, из которых 934 передали органам НКВД.[30] Почти все выданные казаки были отправлены в лагеря (в том числе и женщины), где значительная часть из них погибла. Генералы Краснов, Шкуро, Доманов и Султан-Гирей Клыч были казнены в 1947 г.

Генерал А.Г. Шкуро

Уже в 1945 г. на месте захоронения около 700 жертв кровавых событий 1 июня было создано кладбище из нескольких братских могил, где с тех пор ежегодно совершаются панихиды. В начале 1970-х г. русскими эмигрантами, по благословению священноначалия Русской Православной Церкви Заграницей, здесь было также устроено символическое мемориальное казачье кладбище и установлена восьмиметровая стела в память атаманов Краснова, Шкуро и всех казаков 15-го кавалерийского корпуса и Казачьего Стана, насильственно выданных англичанами, и 29 тыс. рядовых казаков. Первые послевоенные десятилетия в Лиенце существовал православный приход, созданный уцелевшими казаками и русскими беженцами.

Схожие памятники были установлены и в других странах. На православном Свято-Владимирском кладбище в г. Джаксон (штат Нью-Джерси, США) построена и освящена православная часовня в память казаков, выданных в Лиенце. В Глендоре под Лос-Анжелесом на православном кладбище установлен пятиметровый крест в память казаков и всех участников антисталинского движения в годы Второй мировой войны, выданных после окончания войны в ГУЛАГ.

В 1998 г. подобный памятник был установлен и в Москве. Инициатором его создания стал ветеран Великой Отечественной войны, участник штурма Рейхстага гвардии полковник Е. М. Левшов. В 1987 г. он предложил создать у храма Всех святых на Соколе в Москве православный мемориал. По замыслу Левшова, одним из элементов этого мемориала должны были стать памятники «Вождям Белого движения» и «Казачьим белым атаманам». В 1994–1998 гг. группе православных верующих — ветеранов Великой Отечественной войны по благословению тогдашнего председателя Издательского совета Русской Православной Церкви, настоятеля храма Всех святых на Соколе архиепископа Бронницкого Тихона и при содействии группы германских ветеранов Второй мировой войны, а также русских эмигрантов удалось осуществить этот замысел.

С тех пор ежегодно у этого мемориала священнослужители храма Всех святых проводят панихиды по насильственно убиенным белым воинам и казакам и всем жертвам мировых и гражданских войн. Служатся молебны о даровании Господом примирения народам России, Германии и всего мира, об избавлении их в XXI в. от новых войн, массового террора и репрессий.

26 мая — 1 июня 2005 г. широко отмечалась 60-летняя годовщина трагических событий в Лиенце, панихиду по усопшим на мемориальном кладбище служил Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Лавр. Накануне — 25 мая в Инсбруке и Лиенце были открыты выставки, посвященные трагедии казаков, в будущем планируется создать научный институт и музей. 1 июня во многих православных храмах Русской Православной Церкви Заграницей прошли панихиды в память жертв трагедии. Такая же панихида состоялась и у храма Всех святых в Москве.

Мемориальное кладбище в Лиенце


Примечания:

[1] Carnier P. A. Lo sterminio mancato. Udine, 1982; idem. L’armata cosacca in Italia, 1944–1945. Udine, 1993; Venir G. I cosacchi in Carnia 1944–1945. Udine, 1995; Deotto P. Stanitsa Terskaja. L’illusione cosacca di una terra (Verzegnis, ottobre 1944 — maggio 1945). Udine, 2005.

[2] Донсков П. Н. Дон, Кубань и Терек во Второй мировой войне. Историческая повесть о второй войне казачества с большевиками (1941–1945 гг.). В 2 т. Нью-Йорк, 1960; Науменко В. Великое предательство. Выдача казаков в Лиенце и других местах (1945–1947): Сб. док. и мат. В 2 т. Нью-Йорк, 1962, 1970; Черкассов К. Меж двух огней. В 2 кн. Данденонг (Австралия), 1986; Толстой Н. Д. Жертвы Ялты. М., 1996; Окороков В. А. Казаки и русское освободительное движение // В поисках истины. Пути и судьбы второй эмиграции. М., 1997. С. 224–244; Цурганов Ю. С. Неудавшийся реванш. М., 2001; Лиенц — Казачья Голгофа 1945–2005 / Авт.-сост. Е. Я. Шипулина. Оттава, 2005.

[3] Петр Николаевич Краснов (1869–1947) — с мая 1918 г. атаман Донского казачества, один из руководителей Белого движения на первом этапе Гражданской войны. В феврале 1919 г. эмигрировал в Германию.

[4] Архив Свято-Троицкой семинарии, ф. П. Н. Краснова.

[5] Окороков В. А. Указ. соч. С. 228–230; его же. Антисоветские формирования в годы Второй мировой войны. М., 2000. С. 66–67; «Казаки со свастикой» / Публ. Л. Решина // Родина. 1993. № 2. С. 73–74.

[6] Науменко В. Указ. соч. Т. 1. С. 257–258.

[7] Deotto P. Op. cit. P. 18–19; Литворния А. Казачьи станицы во Фриуле // Россия и Италия. Вып. 5: Русская эмиграция в Италии в веке. М., 2003. С. 49.

[8] Institut für Zeitgeschichte, MA 1042. Bl. 1120.

[9] Deotto P. Op. cit. P. 23; «Казаки со свастикой». С. 72; Окороков В. А. Указ. соч. С. 230–231.

[10] Лиенц — Казачья Голгофа 1945–2005. С. 214.

[11] Литворния А. Указ. соч. С. 49–50; Deotto P. Op. cit. P. 73.

[12] Анастасий (Грибановский Александр Алексеевич, 1873–1965), митрополит, выпускник Московской Духовной академии. В 1919 г. эмигрировал из России. С 1936 г. глава РПЦЗ в сане митрополита. До сентября 1944 г. жил в Белграде, затем эвакуировался в Германию.

[13] Синодальный архив РПЦЗ (далее — СА), д. 49/44 (дело Николая Автономова).

[14] Там же.

[15] Там же.

[16] Российский государственный военный архив, ф. 1470, оп. 1, д. 11, л. 231.

[17] СА, д. 49/44; «Обновленческий» раскол / Сост. И. В. Соловьев. М., 2002. С. 846–847.

[18] СА, д. 50/44.

[19] Там же.

[20] Там же.

[21] Там же.

[22] Там же.

[23] Там же, д. 48а/44.

[24] Окороков В. А. Указ. соч. С. 234–237.

[25] Литворния А. Указ. соч. С. 50–51; Науменко В. Указ. соч. Т. 1. С. 258–259; Stadler H., Kofler M., Bergel K. Flucht in die Hoffnungslosigkeit. Die Kosaken in Osttirol. Insbruck, 2005. S. 13–14.

[26] Лиенц — Казачья Голгофа 1945–2005. С.11.

[27] Там же. С. 11–12.

[28] Там же. С. 12; Науменко В. Указ. соч. С. 225–231, 259–262; Толстой Н. Д. Указ. соч. С. 294–297.

[29] Науменко В. Указ соч. С. 266–267.

[30] Stadler H., Kofler M., Bergel K. Op. cit. S. 17–19, 24; М. Протопопов, прот. «Живых проглотим их…» Путь от Георгиевского креста к Голгофе. Мельбурн, 2000. С. 255–256.

 

* * * 

 

Приложение 

Переписка генерала П. Н. Краснова с митрополитом Анастасием (Грибановским) 

 

№ 1 [1] 

10/23 октября 1944 г.— Der Leiter der Hauptverwaltung der Kosakenheere. № 504 г. Берлин. 
Начальник Главного управления казачьих войск 

 

Его Высокопреосвященству митрополиту Анастасию, Председателю Св. Синода Русской Православной Зарубежной Церкви и Главе Русских православных Церквей в Западной Европе. г. Вена. 

 

Ваше Высокопреосвященство, глубокопочитаемый владыка. 
В настоящее время казаки с их семьями устраиваются на жизнь в Северной Италии на отведенной им и отвоеванной у партизан Бадимо земле. Налаживается и их духовная и церковная жизнь. На казачьей земле находится 24 священника, 5 диаконов, 10 псаломщиков. Образована епархия, которою управляет протоиерей Василий Григорьев. Соответственно делению казачьей земли на 3 округа — Донской, Кубанский и Терско-Ставропольский — создано три благочиния и назначены благочинные. Устраиваются церкви. 
В 1-й казачьей конной дивизии имеется 8 священников, еще не вошедших в казачью епархию и не проверенных. С созданием казачьего корпуса потребуются и еще священники.[2] Является необходимость в назначении им пастыря-епископа, в создании особой Донской-Кубанской и Терско-Ставропольской епархии. 
На 2-м съезде духовенства Казачьей епархии, 2-го октября 1944-го года, в городе Джемона, в Италии, съезд духовенства просил о назначении архиереем Казачьей епархии епископа Афанасия (Мартоса), бывшего Новогрудского, с которым духовенство казачье находится в молитвенно-каноническом общении. За время пребывания казаков в Белоруссии летом этого года казаки сжились и полюбили епископа Афанасия. Епископ Афанасий находится в настоящее время в Германии: 11а. Franzensbad. Hotel Thueringen Hof. 
Прошу Вас, владыко, благословить на назначение: протоиерея о. Василия Григорьева — протопресвитером казачьего духовенства на казачьей земле; епископа Новогрудского Афанасия (Мартоса) епископом Донским, Кубанским и Терско-Ставропольским с подчинением ему всего казачьего духовенства. О последующем не откажите меня уведомить. 
Предавая себя молитвам Вашим, остаюсь Вашего Высокопреосвященства покорный сын Петр Краснов. 
Резолюция митрополита Анастасия: «1944. 17/30 октября. Уведомить генерала П. Н. Краснова, что дело об устройстве Казачьей епархии не встречает принципиальных возражений со стороны А[рхиерейского] Синода, но ввиду его сложности требует специального суждения Синода с участием митрополита Серафима [3], который прибудет для этого в Карлсбад. Результаты этого суждения немедленно будут сообщены генералу П. Н. Краснову. М. Анастасий». 

 

№ 2 [4] 

18/31 октября 1944 г.— Председатель Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей. № 580. Вена 

 

Его Высокопревосходительству генералу от кавалерии П. Н. Краснову, Начальнику Главного управления казачьих войск 

 

Глубокоуважаемый Петр Николаевич. 
Ваше письмо от 10/23 октября за № 504 мною получено и очень порадовало меня содержащимися в нем сведениями о налаживающейся церковной жизни в казачьем поселении. Дело об устройстве там церковного управления требует специального суждения Архиерейского Синода с участием Высокопреосвященного митрополита Берлинского Серафима, который только что уехал из Вены. 
В ближайшее время Архиерейский Синод переедет в назначенный ему для жительства Константинсбад [Карлсбад.— М. Ш.], куда сразу по нашем прибытии приедет и владыка Серафим. Тогда мы вынесем решение, о котором Вы будете немедленно уведомлены. Между прочим, Вы упоминаете духовенство 1-й Казачьей дивизии. Там все священники, кроме двух, были назначены мною и возглавлены назначенным мною же очень хорошим дивизионным священником протоиереем Евгением Яржемским. 
Призываю на Вас Божие благословение, остаюсь Вашим усердным слугой. [Митрополит Анастасий] 

 

№ 3 [5] 

15/28 октября 1944 г.— Der Leiter der Hauptverwaltung der Kosakenheere. № 525, Berlin. 

Начальник Главного управления казачьих войск. 

 

Его Высокопреосвященству митрополиту Анастасию, Председателю Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей. г. Вена. 

 

Ваше Высокопреосвященство, глубокопочитаемый владыка. 
Вчера днем я отправил к Вашему Высокопреосвященству лейтенанта Краснова с письмом, касающимся архиепископа Николая и Казачьей епархии, а вечером получил Ваше письмо от 13/30 сего октября [30 сентября/13 октября.— М. Ш.], которым вопрос о личности именующего себя архиепископом Николая Автономова стал для меня ясным. И я приму меры для устранения его от всякого влияния на казаков. Теперь на очереди сложный, нужный и спешный вопрос о создании и утверждении Вашею, владыка, властью Казачьей епархии. И у меня почтительнейшая просьба к Вам, владыка, чтобы Вы нам помогли. Вы совершенно правы, что военные власти не должны делать никаких назначений священникам без предварительного сношения с Вами. 
В отношении казачьих частей походного атамана Доманова дело обстоит иначе, чем в 1-й Казачьей дивизии. Части эти со своими священниками, как вышедшими с Дона, Кубани, Терека и Ставрополя, так и приставшими по пути, 18-й месяц находятся в походе, с боями, и только теперь стали оседать в Северной Италии. Только месяц тому назад удалось старшему там протоиерею о. Василию Григорьеву собрать их всех, устроить съезд, учредить благочиния и сделать мне личный доклад. Следствием его и явилось мое обращение к Вам, владыка. В этом отношении военные власти всегда были корректны. 
Но вот объясните мне, каким путем, по чьему соизволению и с чьего благословенья могла создаться в Берлине особая «казачья церковь», где священствует богохульствующий развратник г. Николай Судоплатов, донской казак, ничего общего со священством не имеющий. Справку о Судоплатове при сем прилагаю. Нельзя ли через митрополита Серафима принять меры к закрытию этой церкви и лишению сана о. Судоплатова. Наши военные хлопоты успеха не имели. А от Судоплатова у казаков большой соблазн.[6] 
Предавая себя молитвам Вашим, остаюсь Вашего Высокопреосвященства покорный слуга Петр Краснов. 

 

№ 4 [7] 

29 ноября 1944 г.— Der Leiter der Hauptverwaltung der Kosakenheere. ¹ 615 г., Берлин. 

Начальник Главного управления казачьих войск 

 

Его Высокопреосвященству митрополиту Анастасию, Председателю Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей. Карлсбад. 

 

Ваше Высокопреосвященство, глубокопочитаемый Владыка. 
«Поражу пастыря и разсеются овцы» (Захар. 13. 7. Ев. от Марка, гл. 14, ст. 27). Беспастырное стадо наше казачье рассеивается все больше и больше. Не буду докучать Вам, владыка, жалобами, просьбами и доносами, идущими ко мне отовсюду, упомяну лишь о немногом, чтобы Вы видели, сколь безотрадно положение нашего казачьего духовенства без пастыря. Даже и лучшие сбиваются с пути. 
На казачьей земле о. будущий протопресвитер казачьего духовенства Василий Григорьев отказался идти хоронить убитого в бою с партизанами офицера, потому что в этот день венчал свою дочь. Это привело к грубому столкновению между ним и заместителем походного атамана полковником Станиным. Допустимо ли это? Митрополит Серафим проездом через Вену назначил служить при тамошнем штабе Казачьих войск ротмистра Андерсона отца Николая Гриневича, не казака, оставив втуне протоиерея Тимофея Кулешова, казака станицы Темнолеской Кубанской области. Назначенный немецким командованием священником при 5-м запасном казачьем полку (между прочим, прекрасный священник) не знает, законно ли его назначение? В 1-ю казачью дивизию назначаются священники, ничего общего с казаками не имеющие, и были случаи назначения священников польского происхождения.[8] Кощунственная «казачья церковь» в Берлине с о. Николаем Судоплатовым продолжает, к великому соблазну верующих, невозбранно существовать, никем не тревожимая. 
Все это, владыко, настоятельно указывает на необходимость скорейшего объединения Управления всеми казачьими церквами и духовенством, где бы они по обстоятельствам военного времени ни находились. Не нужно казакам особенно ученого, но нужно честного, верующего, неподкупного и понимающего, что сейчас в казаках, как нигде, ярко горит пламя православной веры и нельзя его равнодушием и непониманием казачьей души угасить. 
Прошу и умоляю Вас поспешить с назначением епископа казачьих церквей, знающего казаков. Предавая себя молитвам Вашим, остаюсь Вашего Высокопреосвященства всепокорный слуга Петр Краснов. 

 

№ 5 [9] 

24/7 ноября/декабря 1944 г.— Председатель Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей. № 607.

 

Его Преосвященству Преосвященному Афанасию, епископу Витебскому и Полоцкому. Franzensbad, Tueringen Hof. 

 

Ваше Преосвященство, милостивый архипастырь. В связи с возбужденным генералом П. Н. Красновым вопросом об организации церковного управления для казаков мне очень нужно было бы срочно переговорить с Вашим Преосвященством, ибо, насколько мне известно, у Вас уже были разговоры по этому вопросу в Берлине и, кроме того, Вы уже принимали участие в пастырском окормлении казачьих частей в бытность их на территории Вашей епархии. 
Если мне не удастся в ближайшие дни посетить Франценсбад, куда я давно стремился, чтобы приветствовать пребывающих там Преосвященных [10] с владыкой митрополитом Пантелеимоном во главе, не благоволите ли Вы пожаловать в Карлсбад для переговоров по означенному делу, предварительно уведомив меня о времени Вашего прибытия. [Митрополит Анастасий]. 

 

Примечания: 
[1] СА, Д. 50/44. ПОДЛИННИК. 

[2] Имеется в виду воевавший на территории Югославии 15-й кавалерийский казачий корпус. 

[3] Здесь и далее имеется в виду член Архиерейского Синода митрополит Берлинский и Германский Серафим (Ляде). 

[4] СА, д. 50/44. Копия. 

[5] Там же. 

[6] Священник Николай Судоплатов организовал в Берлине казачий приход с санкции и при активном содействии немецких властей. В резолюции митрополита Анастасия на письме П.Н. Краснова говорилось о необходимости запросить сведения об о. Н. Судоплатове у митр. Серафима (Ляде). 

[7] СА, д. 50/44. Подлинник. 

[8] Речь идет о протоиерее Евгении Яржемском, однако митрополит Анастасий оставил этого пастыря дивизионным (затем и корпусным) священником. 

[9] СА, д. 50/44. Подлинник. 

[10] Осенью 1944 г. в Фраценсбад были эвакуированы все архиереи Белорусской Православной Церкви во главе с митрополитом Пантелеимоном (Рожновским).

 

М. В. Шкаровский, доктор исторических наук,

 ведущий научный сотрудник

Центрального государственного архива Санкт-Петербурга

(Приводится по изданию:

Вестник церковной истории. М.:

 ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 2006, № 1. С. 214-231 )

 

 Материал сайта Седмица.RU

Просмотров: 548 | Добавил: pravmission | Рейтинг: 4.0/3 |
Всего комментариев: 0