О пастырском окормлении Казачьего Стана в Северной Италии в годы Второй мировой войны. Часть 2. | 21:31 |
Священник Анатолий Батенко, назначенный 2 июня комендантом особого лагеря для старых эмигрантов, сумел убедить англичан, что все оставшееся духовенство до войны жило в Югославии и не подлежит выдаче (в действительности это было далеко не так). В результате 3 июня 16 священников поселились в отдельном бараке лагеря для эмигрантов. Здесь 7 июня состоялось пастырское собрание, на котором о. В. Григорьев сложил с себя обязанности уполномоченного по управлению Казачьей епархией. Присутствовавшие на собрании 28 священнослужителей и псаломщиков избрали благочинным православных церквей при объединенных эмигрантских лагерях священника А. Батенко. В этот же день пастырское собрание приняло решение ходатайствовать перед высшей церковной властью о награждении о. Анатолия саном протоиерея и палицей, отмечая «самоотверженную работу — героическое выступление в защиту духовенства и русского народа».[29] Массовая выдача обитателей Казачьего Стана продолжалась до середины июня 1945 г. К этому времени из окрестностей Лиенца в СССР было депортировано свыше 22,5 тыс. казаков и кавказцев, в том числе как минимум 3 тыс. старых эмигрантов. Более 4 тыс. человек бежало в леса и горы. Не менее тысячи (по другим данным, около 13 тыс.) погибли во время кровавой драмы 1 июня. Выдавали казаков и из других лагерей, прежде всего из числа военнослужащих дислоцировавшегося ранее на территории Югославии XV казачьего кавалерийского корпуса. В докладе начальнику войск НКВД 3-го Украинского фронта Павлову от 15 июня 1945 г. говорилось, что с 28 мая по 7 июня от англичан из Восточного Тироля было получено 42 913 человек — 38 496 мужчин и 4417 женщин и детей (в том числе 42 258 русских), из них 16 генералов, 1410 офицеров и 7 священников. Кроме отдельных самоубийств в докладе отмечалась ликвидация на месте 59 лиц как «предателей родины». В течение следующей недели англичане поймали в лесах 1356 убежавших из лагерей казаков, из которых 934 передали органам НКВД.[30] Почти все выданные казаки были отправлены в лагеря (в том числе и женщины), где значительная часть из них погибла. Генералы Краснов, Шкуро, Доманов и Султан-Гирей Клыч были казнены в 1947 г. Уже в 1945 г. на месте захоронения около 700 жертв кровавых событий 1 июня было создано кладбище из нескольких братских могил, где с тех пор ежегодно совершаются панихиды. В начале 1970-х г. русскими эмигрантами, по благословению священноначалия Русской Православной Церкви Заграницей, здесь было также устроено символическое мемориальное казачье кладбище и установлена восьмиметровая стела в память атаманов Краснова, Шкуро и всех казаков 15-го кавалерийского корпуса и Казачьего Стана, насильственно выданных англичанами, и 29 тыс. рядовых казаков. Первые послевоенные десятилетия в Лиенце существовал православный приход, созданный уцелевшими казаками и русскими беженцами. Схожие памятники были установлены и в других странах. На православном Свято-Владимирском кладбище в г. Джаксон (штат Нью-Джерси, США) построена и освящена православная часовня в память казаков, выданных в Лиенце. В Глендоре под Лос-Анжелесом на православном кладбище установлен пятиметровый крест в память казаков и всех участников антисталинского движения в годы Второй мировой войны, выданных после окончания войны в ГУЛАГ. В 1998 г. подобный памятник был установлен и в Москве. Инициатором его создания стал ветеран Великой Отечественной войны, участник штурма Рейхстага гвардии полковник Е. М. Левшов. В 1987 г. он предложил создать у храма Всех святых на Соколе в Москве православный мемориал. По замыслу Левшова, одним из элементов этого мемориала должны были стать памятники «Вождям Белого движения» и «Казачьим белым атаманам». В 1994–1998 гг. группе православных верующих — ветеранов Великой Отечественной войны по благословению тогдашнего председателя Издательского совета Русской Православной Церкви, настоятеля храма Всех святых на Соколе архиепископа Бронницкого Тихона и при содействии группы германских ветеранов Второй мировой войны, а также русских эмигрантов удалось осуществить этот замысел. С тех пор ежегодно у этого мемориала священнослужители храма Всех святых проводят панихиды по насильственно убиенным белым воинам и казакам и всем жертвам мировых и гражданских войн. Служатся молебны о даровании Господом примирения народам России, Германии и всего мира, об избавлении их в XXI в. от новых войн, массового террора и репрессий. 26 мая — 1 июня 2005 г. широко отмечалась 60-летняя годовщина трагических событий в Лиенце, панихиду по усопшим на мемориальном кладбище служил Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Лавр. Накануне — 25 мая в Инсбруке и Лиенце были открыты выставки, посвященные трагедии казаков, в будущем планируется создать научный институт и музей. 1 июня во многих православных храмах Русской Православной Церкви Заграницей прошли панихиды в память жертв трагедии. Такая же панихида состоялась и у храма Всех святых в Москве.
[1] Carnier P. A. Lo sterminio mancato. Udine, 1982; idem. L’armata cosacca in Italia, 1944–1945. Udine, 1993; Venir G. I cosacchi in Carnia 1944–1945. Udine, 1995; Deotto P. Stanitsa Terskaja. L’illusione cosacca di una terra (Verzegnis, ottobre 1944 — maggio 1945). Udine, 2005. [2] Донсков П. Н. Дон, Кубань и Терек во Второй мировой войне. Историческая повесть о второй войне казачества с большевиками (1941–1945 гг.). В 2 т. Нью-Йорк, 1960; Науменко В. Великое предательство. Выдача казаков в Лиенце и других местах (1945–1947): Сб. док. и мат. В 2 т. Нью-Йорк, 1962, 1970; Черкассов К. Меж двух огней. В 2 кн. Данденонг (Австралия), 1986; Толстой Н. Д. Жертвы Ялты. М., 1996; Окороков В. А. Казаки и русское освободительное движение // В поисках истины. Пути и судьбы второй эмиграции. М., 1997. С. 224–244; Цурганов Ю. С. Неудавшийся реванш. М., 2001; Лиенц — Казачья Голгофа 1945–2005 / Авт.-сост. Е. Я. Шипулина. Оттава, 2005. [3] Петр Николаевич Краснов (1869–1947) — с мая 1918 г. атаман Донского казачества, один из руководителей Белого движения на первом этапе Гражданской войны. В феврале 1919 г. эмигрировал в Германию. [4] Архив Свято-Троицкой семинарии, ф. П. Н. Краснова. [5] Окороков В. А. Указ. соч. С. 228–230; его же. Антисоветские формирования в годы Второй мировой войны. М., 2000. С. 66–67; «Казаки со свастикой» / Публ. Л. Решина // Родина. 1993. № 2. С. 73–74. [6] Науменко В. Указ. соч. Т. 1. С. 257–258. [7] Deotto P. Op. cit. P. 18–19; Литворния А. Казачьи станицы во Фриуле // Россия и Италия. Вып. 5: Русская эмиграция в Италии в веке. М., 2003. С. 49. [8] Institut für Zeitgeschichte, MA 1042. Bl. 1120. [9] Deotto P. Op. cit. P. 23; «Казаки со свастикой». С. 72; Окороков В. А. Указ. соч. С. 230–231. [10] Лиенц — Казачья Голгофа 1945–2005. С. 214. [11] Литворния А. Указ. соч. С. 49–50; Deotto P. Op. cit. P. 73. [12] Анастасий (Грибановский Александр Алексеевич, 1873–1965), митрополит, выпускник Московской Духовной академии. В 1919 г. эмигрировал из России. С 1936 г. глава РПЦЗ в сане митрополита. До сентября 1944 г. жил в Белграде, затем эвакуировался в Германию. [13] Синодальный архив РПЦЗ (далее — СА), д. 49/44 (дело Николая Автономова). [14] Там же. [15] Там же. [16] Российский государственный военный архив, ф. 1470, оп. 1, д. 11, л. 231. [17] СА, д. 49/44; «Обновленческий» раскол / Сост. И. В. Соловьев. М., 2002. С. 846–847. [18] СА, д. 50/44. [19] Там же. [20] Там же. [21] Там же. [22] Там же. [23] Там же, д. 48а/44. [24] Окороков В. А. Указ. соч. С. 234–237. [25] Литворния А. Указ. соч. С. 50–51; Науменко В. Указ. соч. Т. 1. С. 258–259; Stadler H., Kofler M., Bergel K. Flucht in die Hoffnungslosigkeit. Die Kosaken in Osttirol. Insbruck, 2005. S. 13–14. [26] Лиенц — Казачья Голгофа 1945–2005. С.11. [27] Там же. С. 11–12. [28] Там же. С. 12; Науменко В. Указ. соч. С. 225–231, 259–262; Толстой Н. Д. Указ. соч. С. 294–297. [29] Науменко В. Указ соч. С. 266–267. [30] Stadler H., Kofler M., Bergel K. Op. cit. S. 17–19, 24; М. Протопопов, прот. «Живых проглотим их…» Путь от Георгиевского креста к Голгофе. Мельбурн, 2000. С. 255–256.
* * *
Приложение Переписка генерала П. Н. Краснова с митрополитом Анастасием (Грибановским)
№ 1 [1] 10/23 октября 1944 г.— Der Leiter der Hauptverwaltung der Kosakenheere. № 504 г. Берлин.
Его Высокопреосвященству митрополиту Анастасию, Председателю Св. Синода Русской Православной Зарубежной Церкви и Главе Русских православных Церквей в Западной Европе. г. Вена.
Ваше Высокопреосвященство, глубокопочитаемый владыка.
№ 2 [4] 18/31 октября 1944 г.— Председатель Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей. № 580. Вена
Его Высокопревосходительству генералу от кавалерии П. Н. Краснову, Начальнику Главного управления казачьих войск
Глубокоуважаемый Петр Николаевич.
№ 3 [5] 15/28 октября 1944 г.— Der Leiter der Hauptverwaltung der Kosakenheere. № 525, Berlin. Начальник Главного управления казачьих войск.
Его Высокопреосвященству митрополиту Анастасию, Председателю Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей. г. Вена.
Ваше Высокопреосвященство, глубокопочитаемый владыка.
№ 4 [7] 29 ноября 1944 г.— Der Leiter der Hauptverwaltung der Kosakenheere. ¹ 615 г., Берлин. Начальник Главного управления казачьих войск
Его Высокопреосвященству митрополиту Анастасию, Председателю Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей. Карлсбад.
Ваше Высокопреосвященство, глубокопочитаемый Владыка.
№ 5 [9] 24/7 ноября/декабря 1944 г.— Председатель Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей. № 607.
Его Преосвященству Преосвященному Афанасию, епископу Витебскому и Полоцкому. Franzensbad, Tueringen Hof.
Ваше Преосвященство, милостивый архипастырь. В связи с возбужденным генералом П. Н. Красновым вопросом об организации церковного управления для казаков мне очень нужно было бы срочно переговорить с Вашим Преосвященством, ибо, насколько мне известно, у Вас уже были разговоры по этому вопросу в Берлине и, кроме того, Вы уже принимали участие в пастырском окормлении казачьих частей в бытность их на территории Вашей епархии.
Примечания: [2] Имеется в виду воевавший на территории Югославии 15-й кавалерийский казачий корпус. [3] Здесь и далее имеется в виду член Архиерейского Синода митрополит Берлинский и Германский Серафим (Ляде). [4] СА, д. 50/44. Копия. [5] Там же. [6] Священник Николай Судоплатов организовал в Берлине казачий приход с санкции и при активном содействии немецких властей. В резолюции митрополита Анастасия на письме П.Н. Краснова говорилось о необходимости запросить сведения об о. Н. Судоплатове у митр. Серафима (Ляде). [7] СА, д. 50/44. Подлинник. [8] Речь идет о протоиерее Евгении Яржемском, однако митрополит Анастасий оставил этого пастыря дивизионным (затем и корпусным) священником. [9] СА, д. 50/44. Подлинник. [10] Осенью 1944 г. в Фраценсбад были эвакуированы все архиереи Белорусской Православной Церкви во главе с митрополитом Пантелеимоном (Рожновским).
М. В. Шкаровский, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Центрального государственного архива Санкт-Петербурга (Приводится по изданию: Вестник церковной истории. М.: ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 2006, № 1. С. 214-231 )
Материал сайта Седмица.RU | |
Просмотров: 864 | Добавил: pravmission | Рейтинг: 4.0/3 | |
Всего комментариев: 0 | |