Меню сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 68

Форма входа

Календарь новостей

«  Июль 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Поиск

Статистика

Главная » 2009 » Июль » 18 » Генерал Дорохов
Генерал Дорохов
16:03

На берегу реки Протвы, в двадцати километрах к югу от Можайска, стоит древний русский город Верея. В разные века через него шли на Москву враги нашего отечества и, будучи битыми, возвращались тем же путём обратно. Над широкой долиной Протвы возвышается Верейский кремль, который в военном смысле представляет собой удобное оборонительное сооружение, расположенное на тридцатиметровом обрывистом мысу правого берега реки. Когда в 1812 году французы заняли город, они использовали это стратегически выгодное положение главного городского холма (он был не один) превратив его в мощный укрепрайон. Однако это не помешало гусарам генерала Дорохова, отряд которого по приказу фельдмаршала М.И.Кутузова находился в тылу противника, штурмом взять Верею и лишить отступавшего Наполеона сильного форпоста. Благодарные потомки поставили на склоне холма памятник И.С.Дорохову, а самого генерала похоронили по его просьбе в Рождественском храме кремля. Тяжел был боевой путь генерала. Непростой выдалась его судьба и после смерти. Но обо всём попорядку.

Иван Семенович Дорохов родился 23 сентября 1762 года в Туле в семье отставного штаб-офицера. Его отец имел чин секунд-майора[i] , служил и воевал под знамёнами императрицы Екатерины II, был неоднократно ранен. Будущий генерал-лейтенант Иван Дорохов начал военное образование в 1783 году в Артиллерийском и Инженерном Шляхетном кадетском корпусе. Это прославленное военное учебное заведение было основано в 1758 году графом Петром Ивановичем Шуваловым, в то время командующим русской артиллерией и инженерными войсками. По его приказу петербуржские артиллерийская и инженерная школы были объединены в Артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. При Павле I школа стала именоваться 2-м Кадетским корпусом, которому в 1912 году было присвоено имя Петра Великого. «Именно этот корпус в свое время блестяще окончил великий Кутузов. Кстати, это замечательно учебное заведение сохранилось доныне в виде Военной инженерно-космической академии им. Можайского. К сожалению, нынешние военные горе-реформаторы собираются ликвидировать блестящую военную школу, пережившую века, мировые войны, революции и контрреволюции. Ну, это к слову»[ii] .

  По окончании корпуса в 1787 поручик Дорохов был направлен для прохождения службы в Смоленский пехотный полк, который входил в состав корпуса А.В. Суворова, и принимал участие в боевых действиях против турок. В сражении при Рымнике, за победу в котором прославленный русский полководец стал именоваться Рымникским, Дорохов был дежурным офицером у Суворова, передавал его приказания войскам. Следует заметить, что в ту пору дежурные офицеры, или адъютанты, не сидели в приёмных своих воинских начальников, а исполняли в числе прочих функции курьеров, передавая иногда под огнём неприятеля приказы и донесения. Позднее, в 1791 году, уже командир роты Дорохов отличился в сражении при Мачине. Потом была польская компания 1794, выход из окружения в Варшаве, двойное ранение, штурм Праги.

В сентябре 1797 года Дорохова назначили командиром недавно сформированного лейб-гвардии Гусарского казачьего полка[iii] , а в 1798 году в чине полковника он вынужден был якобы по болезни подать в отставку. Это было время Павловской военной реформы, когда многие талантливые офицеры и генералы лишались своих должностей, а некоторые даже свободы. Потом император Павел Петрович менял гнев на милость и вновь призывал верных слуг отечества под знамена. Но Дорохов (возможно, он действительно был болен) возвратился на военную службу только в марте 1802 года, уже при Александре I. Ему поручили командование Сумским гусарским полком. В следующем году полковника Дорохова производят в генерал-майоры и назначают командиром, а позже – шефом Изюмского гусарского полка. Полк отличился в боях с Наполеоном под Пултуском и Прейсиш-Эйлау и был награжден почетной для кавалеристов наградой – серебряными трубами с надписью "Изюмскому полку за оказанную храбрость в 1807 году против французов". За участие в этих сражениях Дорохов был награжден орденами Св. Георгия 4-й и 3-й степеней, Св. Владимира 3-й степени, Красного Орла 1-й степени. В 1808-1809 гг. генерал участвовал в укреплении и защите берегов Балтийского моря от совместных действий шведского и английского флотов.

В начале Отечественной войны 1812 года И.С. Дорохов командовал бригадой легкой кавалерии 2-й кавалерийской дивизии в составе 4-го пехотного корпуса А.И.Остермана-Толстого, почти ежедневно участвуя в схватках с передовыми французскими частями. За отличие при Бородине был произведен в генерал-майоры. В представлении М.И. Кутузова говорилось: «Преодолев болезнь, коею одержим, командовал лично своею бригадою легкой кавалерии, атаковал и преследовал неприятельских кирасир, прорвавшихся через 2-ю армию и проскакавших в тыл пехоты 4-го и 6-го корпусов и после того в тот же день много поражал неприятеля».

После оставления Москвы Кутузов стал активно использовать такую острую военную силу как армейские летучие отряды, или партии, намеренно оставленные в тылу врага. Историки позже назовут их «партизанскими», что, на взгляд автора, не совсем верно, хотя в принципе не противоречит тогдашнему довольно широкому толкованию французского слова partisan, т.е. «сочувствующий». «Партизанскими» правильно именовались отряды, созданные из местного населения, «сочувствующего» регулярной армии. Вместе с тем, согласно словарю Даля, слово «партизан» означает также «начальник» или «соучастник» партии, то есть «лёгкого летучего отряда, вредящего внезапными покушениями с тылу, с боков».[iv] Основная задача таких отрядов была сформулирована Кутузовым следующим образом: «Поелику ныне осеннее время наступает, через что движения большою армиею делаются совершенно затруднительными то и решился я, избегая генерального боя, вести малую войну, ибо раздельные силы неприятеля и оплошность его подают мне более способов истреблять его, и для того, находясь ныне в 50 верстах от Москвы с главными силами, отдаю от себя немаловажные части в направлении к Можайску, Вязьме и Смоленску».

Небольшие мобильные отряды для действия в тылу на коммуникациях противника в русской армии использовались и до войны 1812 года. Так, в ходе Семилетней войны 1756-63 подобным отрядом командовал подполковник А.В. Суворов. Эти отряды создавались преимущественно из казачьих и гусарских войск и были неодинаковыми по своей численности: от 50 до 500 человек. Им ставились задачи: смелыми и внезапными действиями в тылу противника уничтожать его живую силу, наносить удары по гарнизонам, подходящим резервам, выводить из строя транспорт, лишать врага возможности добывать себе продовольствие и фураж, следить за передвижением войск и доносить об этом в Главный штаб русской армии.

Армейские разведывательно-диверсионные отряды внесли существенный вклад в разгром наполеоновских войск в России. Для проведения крупных войсковых операций создавались также соединения из нескольких летучих и крестьянских партизанских отрядов. В 1812 году первый крупный армейский летучий отряд под командованием генерала Ф.Ф. Винцингероде был создан еще в начале войны, в августе, по распоряжению Барклая-де-Толли (тогда главнокомандующего). В этом отряде воевали будущий шеф корпуса жандармов А.Х. Бенкендорф, впоследствии тоже командир летучего отряда, и будущий декабрист Сергей Волконский. Активные действия таких отрядов начались после оставления Москвы. Отдельные отряды состояли из нескольких полков и могли самостоятельно решать боевые задачи. Крупными отрядами командовали полковники Балабин, Вадбольский, Ефремов, Кудашев, капитаны Сеславин, Фигнер. Наибольшую известность приобрели действия партизан немногочисленного, как сейчас бы сказали, оперативно-тактического формирования под командованием Дениса Давыдова, чей вклад в изгнание французов, по мнению многих уважаемых историков, был значительно скромнее, чем у крупных отрядов. Почему? Ответ прост – военную славу партизану Денису Давыдову обеспечило талантливое перо поэта, публициста и военного историка Дениса Давыдова. Еще в 1821 году он опубликовал «Опыт теории партизанского действия», а после ухода в отставку, как он сам говорил, «пустился в военные записки». Написанные увлекательным языком, его произведения пользовались большой популярностью в России. Но это не столь историко-публицистические, сколь литературные произведения. Недаром же бывший кавалерист, а впоследствии декабрист и писатель А.А. Бестужев-Марлинский в одном из писем заметил: «Дениса Давыдова судите по его словам; но между нами будь сказано, он более выписал, чем вырубил себе славу храбреца».

Отряд генерала Дорохова состоял из одного драгунского, одного гусарского, трёх казачьих полков и полуроты конной артиллерии. Зоной ответственности отряда был участок южнее Можайской дороги, между Можайском и Гжатском. Приступив к активному ведению разведки на Можайской дороге, отряд нанес противнику ряд чувствительных ударов. С 7 по 14 сентября им было разбито четыре кавалерийских полка, отряд из 800 человек пехоты и кавалерии, захвачено несколько обозов, взорван артиллерийский склад и взято в плен 1 500 солдат и 48 офицеров.

В то время, когда основные силы русской армии совершали знаменитый Тарутинский манёвр, препятствуя Наполеону уйти из Москвы на Калугу, действовавший в тылу неприятеля отряд Дорохова при поддержке партизан стремительным штурмом освободил город Верею, разрушил его укрепления и уничтожил гарнизон, состоявший в основном из вестфальских союзников Бонапарта. Накануне штурма штаб отряда располагался в селе Волченки, в трёх километрах южнее Вереи. Оттуда Дорохов поддерживал связь с верными ему представителями местного населения, в частности направил инструкции о совместных действиях настоятелю Рождественского храма священнику Иоанну Скобееву. В 3 часа ночи 29 сентября 1812 г . с направления Волченки-Ковригино отряд Дорохова переправился через Протву и бесшумно подошел к Верее. Город, расположенный на возвышенности, был обнесен валом и палисадом. Внезапно, без выстрелов, отряд ворвался в город. Батальон вестфальцев, застигнутый врасплох, открыл беспорядочную стрельбу, но, видя бесполезность сопротивления, вскоре сложил оружие. Бой продолжался не более часа. Противник потерял убитыми более 300 человек, было взято в плен 15 офицеров и 377 солдат, захвачено одно знамя. Потери русских составили 7 убитых и 20 раненых.

После боя вошедшие в Верею партизаны из местных крестьян под руководством священника Скобеева срыли до основания земляные сооружения французов. Дорохов разослал по селам воззвание, где призывал народ «вооружаться и соединяться с ним на истребление злодеев Веры и Отечества, которые разоряют храмы Божии, оскверняют святыни, опустошают селения, грабят жителей». Раздав крестьянам 500 ружей и имеющееся в городе продовольствие, Дорохов ушел со своим отрядом сначала к селу Котово, на Боровской дороге, а затем – в Каменское, на новой Калужской. Отряду была поставлена задача вести наблюдение за передвижением противника и прикрывать левое крыло русской армии.

Обнаружив движение наполеоновских войск к Малоярославцу, отряд

вступил в бой с передовыми частями противника. В этом сражении И. С. Дорохов был ранен пулей в пятку левой ноги и в строй больше не вернулся. Полученная рана оказалась не поддающейся излечению.

  С радостью и грустью воспринимал боевой генерал вести об изгнании Наполеона из пределов России, о европейском походе русской армии, о вступлении союзных войск в Париж.

Но и больной Дорохов не был забыт. Награды следовали одна за другой: за сражение при Малоярославце – орден Св. Владимира 2-й степени, за взятие Вереи – золотую саблю с алмазами с надписью: «За освобождение Вереи»[v] . После окончания войны он был награжден орденом Св. Анны 1-й степени, получил аренду в 3 000 рублей и 6 000 на поездку к Пятигорским водам. Увы, рана оказалась неизлечимой – 25 апреля 1815 года генерал Дорохов скончался. Перед смертью Иван Семенович попросил похоронить его в городе, освобожденном им от неприятеля. «Если вы,– писал он жителям Вереи, – слыхали о генерале Дорохове, который освободил ваш город от врагов Отечества нашего, то я прошу вас за то в воздаяние, почтенные граждане, дать мне три аршина земли для вечного моего упокоения при той церкви, где я приступом взял укрепление неприятеля, истребив его на голову. Дети мои будут вам за то благодарны». Жители Вереи исполнили просьбу своего освободителя. Они встретили гроб с телом генерала в пяти верстах от города и на руках донесли его до кремля. Протоиерей Иоанн Скобеев отслужил по Ивану Семеновичу панихиду, и бренные останки генерала упокоились в Рождественском соборе.

В 1912 году в Верее был установлен бронзовый памятник генералу И.С.Дорохову, так жители старинного русского города почтили память героя. Иван Семёнович Дорохов своими ратными подвигами снискал себе громкую известность не только в армии, но и во всей России. Генерал дорожил репутацией честного воина, слуги государя и отечества. «Кто под пулею приобрёл себе известность в протяжении 27 лет, – говорил он, – без протекций, с чистой совестью перед Богом и Государем, тому тень пятна на чести его тяжелее смерти».

Незапятнанными остались мундир и честь русского генерала Дорохова. Не могли запятнать свои мундиры и честь те убогие, которые в агонии революционного гнева в 1918 году разрушили храм, вскрыли могилу «царского генерала» и выбросили его останки – не было на них мундиров, не было у них никакой чести. Помутнение национального рассудка со временем прошло, и вновь благодарные потомки приходят в нижний храм Рождественского собора поклониться гробнице И.С.Дорохова. Стараниями инициативной группы из представителей казачества, районной власти и Православной церкви священные останки вновь обрели покой. Бог даст, навсегда.


 


[i] Офицерский чин в русской армии (1716—97), по старшинству следующий за чином капитана.

 

[ii] Полковник Сергей Куличкин «Генерал Хрулёв», Русское Воскресение, 2009 г.

 

[iii] В 1796 году на основе Донской команды императорского конвоя был создан лейб-гвардии Гусарскнй казачий полк, разделенный в 1798 году на лейб-гвардии гусарский и казачий полки.

 

[iv] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. СПб. , 1907. Т.3 стр.47.

 

[v] Саблю так и не успели вручить генералу. После его смерти вдова Дорохова Авдотья Яковлевна, оставшись с четырьмя детьми, нуждалась в средствах и просила выдать ей стоимость этой награды. 16 августа 1816 г . она получила за саблю 3800 р. Эти деньги поддержали семью и частично пошли на изготовление надгробной плиты, на которой были изображены золотой клинок и рукоять меча.

 

Александр Токарев
источник:
http://www.voskres.ru/army/index.htm
Просмотров: 862 | Добавил: pravmission | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0