Меню сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 68

Форма входа

Календарь новостей

«  Декабрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Поиск

Статистика

Главная » 2009 » Декабрь » 29 » Усмирение Польши
Усмирение Польши
22:21
Мужской Хор "Валаам”.
Художественный руководитель и дирижёр –
Заслуженный артист РФ Игорь Ушаков.

"Россия! встань и возвышайся!”

В летописи Российского Государства есть одна особая глава. Это – многовековая история взаимоотношений и вооружённого противостояния России и Польши. Будучи инструментом антироссийской политики – в руках крупных европейских держав, с одной стороны, и Османской империи, с другой, – Речь Посполитая не раз пыталась отторгнуть от России её западные и южные области, добиться католического господства на Украине, в Литве и Белоруссии. И всякий раз, потерпев поражение, заносчивая шляхта затаивалась, чтобы, выждав время, вновь с истеричным упрямством наброситься на Россию, народ которой "ясновельможные паны” столь же презирали, сколь и ненавидели.

 

Взволнованным, доныне не утратившим своего эмоционального накала отголоском военных столкновений России и Польши в XVIII – XIX веках являются стихи русских поэтов и русские воинские песни. В них нашли отражение отдельные события Второй Польской войны 1794-1795 гг., усмирения польских мятежей 1830-1831 гг. (вызвавшего в русской культуре наибольшее число художественных откликов) и 1863-1864 гг., а также русские общественные настроения тех времён. Часть произведений была создана в дни военных действий, другая – спустя годы; при этом количество откликов поэтических существенно больше количества дошедших до нашего времени откликов музыкальных, песенных.

Обращает на себя внимание, что среди авторов поэтических произведений – многие выдающиеся русские поэты: Державин, Пушкин, Жуковский, Лермонтов, Тютчев, Хомяков. Это закономерно: именно позиция самых авторитетных, общенационально признанных представителей русской художественной элиты всегда отражала и формировала общественное мнение в России. Зачастую эта позиция не совпадала и даже противоречила позиции официальной власти. Но к так называемому "польскому вопросу” отношение было иное. По меткому замечанию С.Ю. Куняева, "многие русские писатели вольно или невольно сострадали малым народам, жившим на просторах Российской Империи и вообще в славянских пределах. (…) И лишь одно "национально-освободительное движение” - польское – во все времена вызывало у крупнейших русских гениев неприятие”. Не потому ли, обозревая мысленным взором наше историческое прошлое, с удивлением обнаруживаешь: именно в годины вооружённой борьбы России с Польшей в русском обществе пробуждалось особенное единодушие.

Предлагаемая Программа – первый в отечественной культуре опыт соединения в хронологическом последовании поэтических и музыкальных произведений, связанных с тремя русско-польскими вооружёнными конфликтами конца XVIII –XIX столетий. В них Россия отстаивала свою государственность, свою территориальную целостность, своё право именоваться и быть великой державой. Сегодня можно по-разному трактовать и оценивать эти полные боли и страданий события далёкого прошлого, пытаться предать их забвению. Но Историю невозможно переписать, невозможно вымарать из неё неугодные кому-то страницы, – как невозможно вычеркнуть слово из мудрой в своей простоте народной песни.

Музыкально-поэтическая программа "Усмирение Польши” является историческим свидетельством. Но это свидетельство особого рода: в нём рациональная правда бесстрастного документа уступила место эмоциональной правде искреннего отклика чуткой человеческой души. Встреча с этим откликом, уважение и доверие к нему – душеполезный шаг на пути к познанию истории своего Отечества.

… А История, как показывает действительность, имеет любопытную особенность - повторяться вновь…

Художественный руководитель
Мужского Хора "Валаам”,
Заслуженный артист РФ
Игорь Ушаков.

 

"И Польши участь решена…”

 


"В боренье падший невредим;
Врагов мы в прахе не топтали...”
А.С. Пушкин, "Бородинская годовщина”

В начале XVII века в противостоянии с Русью Польша добилась максимального успеха, сажая в Кремле своих ставленников. Но к середине XVIII века Речь Посполитая, игравшая некогда столь заметную роль в европейской политике, стала всё больше зависеть от России. Причиной подобного положения была внутренняя неустроенность польского государства, бесконечные раздоры магнатов и шляхты, что приводило к ослаблению польской военной силы. Эту особенность хорошо охарактеризовал в 1770 году Ф.И. Дмитриев-Мамонов:
"Нестройны Поляки суть смеха всем пример,
Худой порядок их без всяких уже мер.
Всяк хочет быть главой, военных дел не зная,
И гибнут, брата брат безумно убивая…"

Борьба различных шляхетских группировок, не позволявшая дать отпор притязаниям Австрии и Пруссии, привела Польшу к разделам 1772 и 1793 годов, в которых активное участие приняла и Россия, включившая в состав Империи земли Малой и Белой Руси. Ответом поляков стало восстание 1794 года под руководством Т. Костюшко.

Восстание началось неслыханной по жестокости резнёй. В четверг на Страстной Неделе 1794 года в Варшаве заговорщики набросились внезапно на отряды русских солдат, расставленные по городу далеко один от другого. В одной церкви перебито было 500 солдат, подходивших безоружными ко Святому Причастию. Толпа захватывала всех, кто был в русском мундире, и забивала насмерть. Королевские войска приняли участие в избиении русского гарнизона. Почти одновременно с Варшавой восстание вспыхнуло и в столице Литвы – Вильне. В Пасхальную ночь заговорщики бросились на квартиры русских офицеров и многих перебили.

Военные способности Т. Костюшко и воодушевление восставших доставили полякам на первых порах несколько успехов в стычках с небольшими русскими отрядами. В сентябре Императрица Екатерина II, недовольная нерешительными действиями русских генералов, направила в Польшу А.В. Суворова, сказав при этом: "Я посылаю в Польшу две армии: одну армию, а другую – Суворова”. Нанеся поражения польским войскам при Кобрине, Крупчице, Бресте и Кобылке, Суворов приблизился к укреплённому предместью Варшавы – Праге, защищаемой 30-ти тысячным войском и 104 пушками. Накануне штурма в диспозиции полководец особо подчеркнул: "В дома не забегать; неприятеля, просящего пощады, щадить; безоружных не убивать; с бабами не воевать; малолетков не трогать”. 24 октября на рассвете начался штурм. Польские войска защищались отчаянно, но в три часа дня Прага была взята. Опасаясь, что разгорячённые боем и подогреваемые мыслью о мести за истребление русских гарнизонов солдаты ворвутся в Варшаву, Суворов приказал сжечь мост, соединявший столицу с её предместьем.

29 октября полководец вступил в столицу и отправил Императрице реляцию из трёх слов: "Ура! Варшава наша!”. Екатерина II ответила победителю также тремя словами: "Ура! Фельдмаршал Суворов!”, пожаловав ему высший воинский чин "вне очереди”. Вся кампания была окончена Суворовым в 40 дней.

Под впечатлением успехов русского оружия Г.Р. Державин написал "Песнь Ея Императорскому Величеству Екатерине II на победы Графа Суворова-Рымникского 1794 года”, в которой содержались знаменитые строки:
"И славы гром,
Как шум морей, как гул воздушных споров
Из дола в дол, с холма на холм,
Из дебри в дебрь, от рода в род
Прокатится, пройдёт,
Промчася прозвучит
И в вечность возвестит
Кто был Суворов!”
А.В. Суворов откликнулся своими стихами:
"Царица, севером владея,
Предписывает всем закон;
В деснице жезл судьбы имея,
Вращает сферу без препон.
Она светила возжигает,
Она и меркнуть им велит;
Чрез громы гнев свой возвещает,
Чрез тихость благость всем явит...”

Верный принципу "Не меньше оружия поражать противника человеколюбием”, Суворов демонстрировал уважительное отношение к польскому королю, освобождал под честное слово пленных, чем снискал любовь горожан. Варшавский магистрат поднёс полководцу табакерку с лаврами из бриллиантов и надписью "Варшава своему избавителю, дня 4 ноября 1794”. Говоря об отношении местного населения к русским, Суворов писал: "Всё предано забвению. В беседах обращаемся как друзья и братья. Немцев не любят. Нас обожают”.

Последовавший в 1795 году очередной раздел польских земель ликвидировал польское государство.

Польская шляхта возложила надежду на возрождение страны на революционную Францию. В 1799 году Польские легионы сражались в Италии; в 1807 году Наполеон создал герцогство Варшавское; в 1812 году составленный из поляков 5-й корпус Великой армии вступил в Москву. Однако падение Наполеона привело к новому изменению статуса Польши. По решению Венского конгресса в 1815 году Россия присоединила довольно обширную территорию, образовав на ней Царство (Королевство) Польское, получившее Конституцию 1815 года. Фактически Царство Польское представляло собой независимое государство, связанное с Россией лишь личной унией. Польша сохраняла выборный Сейм, своё правительство, армию, национальную денежную единицу; польский язык по-прежнему носил статус государственного. Важнейшие правительственные должности занимались поляками. Наместником Царства Польского стал Великий Князь Константин Павлович, ради любви к польской графине Иоанне Грудзинской отказавшийся от прав на Российский престол в пользу младшего брата – будущего Императора Николая I.

Однако шляхта желала не просто польского государства, а восстановления Речи Посполитой в границах 1772 года, то есть присоединения украинских и белорусских земель. Июльская революция 1830 года во Франции породила новые надежды польских "патриотов”. 17 ноября 1830 года толпа заговорщиков ворвалась в Бельведерский дворец – варшавскую резиденцию Наместника и учинила там погром. В тот же день в Варшаве начался мятеж, во главе которого стояло тайное шляхетское офицерское общество. Многие русские генералы и офицеры, находившиеся в Варшаве, были убиты, столица перешла в руки мятежников. Через несколько дней все русские войска оставили Царство Польское.

В январе 1831 года русская армия под предводительством генерал-фельдмаршала И.И. Дибича-Забалканского вошла в пределы Польши. Военные действия велись с переменным успехом, победы русских при Грохове и Остроленке не привели к подавлению мятежа.

4 июня 1831 года вместо умершего И.И. Дибича главнокомандующим войсками в Польше был назначен И.Ф. Паскевич-Эриванский. Отправляясь к театру войны, граф просил "не судить о его действиях прежде трёх месяцев”. Паскевич решил прежде всего уничтожить главные силы противника. Армия двинулась на Варшаву и 20 июля заняла Лович в 12-ти километрах от польской столицы.

Как только прибыло подкрепление, Паскевич решил взять Варшаву штурмом. Перед этим мятежникам был предъявлен ультиматум, который они отвергли. Сражение началось 25 августа. При объезде передовых линий фельдмаршал был тяжело контужен, но оставался в строю. К вечеру все укрепления были взяты, а 26 августа, в день 19-й годовщины Бородинского сражения польская столица пала. "Варшава у ног Вашего Императорского Величества”, - докладывал Паскевич Императору Николаю I, посылая своё донесение в Петербург с внуком Суворова. Наградой покорителю Польши стало Княжеское достоинство Российской Империи с названием "Варшавского” и титулом "Светлейшего”. Результатом подавления мятежа стало существенное сокращение польской автономии. 26 февраля 1832 года был Высочайше утверждён "Органический статут”, согласно которому Польское Царство объявлялось частью России, упразднились Сейм и польское войско. Старое административное деление на воеводства было заменено делением на губернии. Фактически это означало принятие курса на превращение Царства Польского в русскую провинцию - на польские территории распространялись действовавшие во всей России монетная система, система мер и весов.

После этого Паскевич по воле Николая I назначен был управлять Царством Польским, причём не просто командовал войсками, размещёнными на его землях, а и совмещал эти обязанности с должностью наместника.

Без малого четверть века Паскевич уверенно управлял Польшей, своеобразно наставляя поляков: "Пора более уважать не законную власть, но русский мундир и зелёный цвет его”. В Польше строились крепости, укреплялась военная мощь, но насильственной русификации и неоправданной жестокости Иван Фёдорович старался избегать.

Подавление мятежа было с одобрением встречено многими выдающимися деятелями русской культуры. 1 июля 1831 года Пушкин писал: "Для нас мятеж Польши есть дело семейственное, старинная, наследственная распря, мы не можем судить её по впечатлениям европейским, каков бы ни был впрочем, наш образ мыслей…”. Своё отношение к усмирению Польши великий поэт выразил в стихах "Клеветникам России”, "Бородинская годовщина”. П.Я. Чаадаев, прочитав стихи Пушкина, писал ему 18 сентября 1831 года: "Вот вы, наконец, национальный поэт; вы, наконец, нашли ваше призвание. Я не могу передать вам удовлетворение, которое вы дали мне испытать. Мне хочется сказать вам: вот, наконец, явился Дант”.

Не прерывавшаяся с 1831 года деятельность польской эмиграции держала всё Царство Польское в постоянном напряжении. Новый всплеск антироссийских настроений на землях бывшей Речи Посполитой пришёлся на время Великих реформ, проводившихся в царствование Александра II, и был связан, не только с требованиями аграрных преобразований, демократизации и независимости, но и со стремлением шляхты сохранить свои феодальные права. В январе 1863 года новый мятеж начался, как обычно, нападением на русские гарнизоны.

1 марта 1863 года Император Александр II объявил Указ, согласно которому в Виленской, Ковенской, Гродненской, Минской губерниях и в четырех уездах Витебской губернии начинался немедленный выкуп крестьянских угодий при содействии правительства. Вскоре это распространилось и на другие губернии Царства Польского. Подавляющее большинство крестьян, вследствие этого, оставалось в стороне от вооружённой борьбы, а многие помогали русским войскам.

1 мая 1863 года генерал-губернатором семи губерний (Виленской, Ковенской, Августовской, Витебской, Минской, Могилевской и Гродненской) был назначен М.Н. Муравьёв. В условиях мятежа он действовал быстро и решительно: уже к осени разгромил основные отряды мятежников, а к весне 1864 года усмирение края было завершено.

Вооружённый мятеж потребовал от администрации М.Н. Муравьёва на первом этапе её деятельности (с мая 1863 по апрель1864 года) активного применения "военно-полицейских” методов управления. Но, при этом, всего подверглось наказанию менее 1/5 участников мятежа.

Второй этап (с апреля 1864 по март 1865 года) стал временем разработки и реализации проекта интеграции региона в состав Российской Империи. М.Н. Муравьёв провёл в нём настоящую аграрную революцию, отменив выполнение крестьянами феодальных повинностей. Батраки и безземельные крестьяне стали наделяться землёй, конфискованной у участвовавших в мятеже помещиков. Муравьёв начал создавать православные школы и открыл доступ местным православным уроженцам ко всем должностям.

Российские либералы обвиняли Муравьёва одновременно и в подавлении свободы польского народа и в разгроме польского помещичьего класса. Внук А.В. Суворова называл Муравьёва "людоедом”, что вызвало язвительную отповедь Ф.И. Тютчева в стихотворении "Его сиятельству А.А. Суворову”:
"Гуманный внук воинственного деда,
Простите нам, наш симпатичный князь,
Что русского честим мы людоеда,
Мы, русские, Европы не спросясь!..
Как извинить пред вами эту смелость?
Как оправдать сочувствие к тому,
Кто отстоял и спас России целость,
Всем жертвуя призванью своему…”

1 мая 1865 года, по завершении своей миссии, М.Н. Муравьёв был уволен с поста губернатора и пожалован титулом графа Виленского. Положительные последствия его государственной деятельности в полной мере сказались спустя десятилетия. На смерть графа, последовавшую в 1866 году, Ф.И. Тютчев откликнулся эпитафией:
"На гробовой его покров
Мы, вместо всех венков, кладём слова простые:
Не много было б у него врагов,
Когда бы не твои, Россия”.

Талантливый поэт князь П.А. Вяземский так оценил в стихах действия М.Н. Муравьёва:
"Он жертвовал собой в минуту, где Россия
Потрясена была злодействами врагов;
Он подавил мятеж; дела его благие.
Дай Бог, побольше нам таких, как он, голов!”

За столетия русско-польских контактов у двух народов накопилось немало взаимных претензий. XX век добавил к ним новые... Однако исторически два славянских государства являются ближайшими соседями и, какие бы тени не омрачали их прошлое, как написал Станислав Куняев в книге "Шляхта и мы” (Москва, 2005 г.): "…будем жить там, где нам судил Господь”.

Н.Г. Рогулин,
кандидат исторических наук.
СПбГУ

 

ПЕСНИ В ФОРМАТЕ MP3

 

СЕЧЬ.
Николай Туроверов.
Исполняет - Народный артист РФ Николай Мартон.

На Мацейовицкую победу 29 сентября 1794 года.
Песня 3-го Уланского Смоленского Императора Александра III полка.
Солист: Константин Никитин.

Ночка тёмна, братцы, долга…

Русская солдатская песня на усмирение польского мятежа 1863 года.
Обработка Константина Никитина.
Солисты: Владимир Феляуер и Константин Никитин.

Размятежная Варшава, на тебя пришла расправа!
Русская солдатская песня на усмирение польского мятежа 1863 года.
Обработка Игоря Ушакова.
Солист: Александр Бордак.

 

Репертуар_CD_УСМИРЕНИЕ_ПОЛЬШИ

Просмотров: 1448 | Добавил: pravmission | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0